Панацея 2011
Мы в twitter Мы в Youtube

Как наказывать ребенка правильно?

05.09.2017
воспитание

Казалось бы, не наказывать детей – невозможно. Ведь наши дети  не всегда ощущают границы дозволенного. И кто как не родители должны регулировать их поведение. Но где эти границы и где рамки наказания или поощрения, проложенные для нас, взрослых?

Смысл порицания – в его эффективности. В том, чтобы ребенок больше не захотел совершать проступок. И, главное, действительно понимал, что это плохо. Каким может быть наказание? Ни в коем случае не физическим. Отругать, оскорбить, высмеять – тоже не годится. Физическое и моральное наказание унизительно и действительно навсегда остается в памяти человека. И никакие «меня в детстве ремнем воспитывали, ничего, вырос человеком» вас не оправдывают.

С детьми младшего и среднего школьного возраста следует много, долго и упорно разговаривать, «разжевывая» то, почему плохо обзываться, завидовать, брать чужое, обманывать. В этом возрасте у детей вырисовываются самые главные жизненные ориентиры. Если ребенок оступился, попросите его некоторое количество раз написать на листе бумаги: «Я буду честным, добрым…» Такое упражнение очень полезно, потому что информация буквально «записывается» в подкорку.

Не рубите сплеча. Разберитесь досконально в ситуации. Действительно ли ваш ребенок виноват? И если да, какова его доля вины?          Не наказывайте детей просто потому, что у вас плохое настроение. Пугать детей наказанием уже не срабатывает, согласитесь, поскольку боязнь наказания способствует развитию изворотливости.

Не отходите от своих правил. Если вы считаете некое поведение чада неприемлемым (например, грубить старшим), то ругайте за это всегда. Для формирующейся психики маленького человека очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

Критикуйте плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: «Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами». Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание. Формулировки «не получишь больше сладкого» или «отныне ты не будешь смотреть мультики» абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь – согласись, это слишком сурово и к тому же нереально. И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

Важно, чтобы у вас с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

Часто родители, чтобы ребенок «осознал», что сделал плохо, начинают на него кричать, тем самым оказывая на него психологическое давление. Понятно, что мы и так большие и взрослые много умеем и много знаем. Для ребенка мы словно боги. И вдруг еще начинаем кричать и подавлять еще больше своей взрослостью. Подумайте, зачем вы это делаете? Чтобы напугать, вызвать тревогу, заставить ребенка расстроиться? Гораздо действеннее прибегнуть к простому разговору и объяснению.

Если ребенок никак не хочет осваивать нормы поведения или совершил какой-то серьезный проступок, не спешите его наказывать. В этом случае на помощь может прийти сказкотерапия. Для маленьких деток это уже готовые сказки, например, «Мойдодыр», в которой автор учит детей умываться. Для более старших детей можно сочинить свою сказку, где главный герой похож на самого ребенка и с ним происходит то же самое, что с вашим сорванцом. В сказке описан поступок героя и то, как он справился с ситуацией. Ребенок, слушая сказку, понимает, что он не одинок в этой ситуации, что эта ситуация не безвыходная, учится исправлять свои ошибки и не мучается чувством вины. Например, ребенок что-то украл, тогда его вместо наказания можно отвести к психологу, который расскажет сказку, в которой герой тоже украл, но потом все осознал и исправил положение.